prabunam (prabunam) wrote,
prabunam
prabunam

Category:

О заставлянии и не заставлянии

Заставлять детей учиться/ходить в кружки/помогать маме убраться? Эту тему мы много раз обсуждали с подругами-мамами. Причем каждая судит по своему детству. "Заставляли, и человеком выросла, и я буду заставлять". "Заставляли, а я терпеть не могла, своих не буду заставлять". "Не заставляли, а надо было, так жалко, что музыкальную школу бросила/английский не выучила".
(в этом месте вообще - всех на пару лет к психотерапевту :), решать свои психотравмы, потому что хуже нет, чем решать за ребенка что-либо, как ответ на свои проблемы ).
Конечно, ответ лежит где-то в золотой середине. Зубы чистить заставлять, на английский, раз ребенок радуется, пусть ходит, а вот в басейн сходил два раза и не хочет больше - ну и не надо.
Я сторонник того, чтобы заставлять. В этом месте хочу заметить, что как мне кажется, у меня хорошая материнская интуиция, и когда ребенок действительно чего-то не хочет, я его не заставляю.
Но вот мои аргументы за насилие :)
Когда ребенок рождается, у него конечно очень хорошая связь с самим собой. Действительно, я согласна, что маленьких детей не нужно заставлять есть то, что они не хотят, не нужно заставлять спать и т.д. И если ребенок два года только на макаронах - обычно это никак не отражается на его здоровье, не надо пихать в него тошнотворные овощи :)
Но вот ребенок подрос, и вдруг вместо полезной овсянки, которую он с удовольствием ел годы, он вдруг просит белый хлеб с Нутеллой. Или шоколадные мюсли. А на обед - картошку-фри с кетчупом. А на ужин - кока-колу.
Доверять его вкусу?
Опыт ребенка обогатился, а связь с собой - ухудшилась. Подсознание каждый год заполняется массой позитивного и негативного опыта. Соответственно, он уже не уверен, что хочет играть на пианино, а хочет играть в футбол, потому что играет его сосед Коля. Кстати, мама может и не узнать об этом Коле никогда. Просто вдруг ребенок бросил пианино (а его может в  школе кто-то обсмеял) и зафанател футболом.
Согласиться бросить пианино и начать водить его в футбольную секцию - совсем не значит следовать истинным интересам ребенка. Т.е. ничего плохого нет, если он в футбол играет с удовольствием. Но, возможно, призвание его - было фортепьяно. ... тут, конечно, без материнской интуиции не обойтись :)

Примеры про моих детей. Юля в том году с удовольствием ходила на танцы. В этом году уперлась почти сразу - ну еще и погода была классная, хотелось на улице с друзьями гулять, а не ехать куда-то на занятия. Ну, я Юле втирала мозг, как классно она научится танцевать, какой у нее  prabunam.livejournal.com/57151.html мимимишечный партнер. Но Юля все ныла и ныла. И вот вдруг у Юли забирают партнера, я ее ругаю, говорю, что она за него не держалась, вот его и отдали другой девочке и т.д....  как вдруг через занятие ей дают нового парнера. Он оказывается прекрасным мальчиком (его знает моя знакомая), и Юлин негатив стал угасать, угасать... и угас! Теперь на танцы она ходит с радостью.
В те времена, когда она перед танцами сильно ныла, я всегда спрашивала ее ПОСЛЕ танцев - здорово было? И она всегда отвечала - здорово! Т.е. все правильно, что мы не бросили. Т.е. до истинный причины - то, что Юле не нравился партнер - я не докопалась, но главное, что я понимала, что танцы ей нравятся.
Второй пример. Мы начали ходить в новый бассейн, в группе сначала были только Оскар и Юля, потом еще двое детей добавились, потом еще двое. Первый раз Оскар нормально пошел и провел там целый час. Второй раз он уже заранее вопил, что не хочет, рыдал около инструктора, потом я его к себе позвала (ну, плакал он минутку-две), он стоял около меня минут 10. Потом пришел другой инструктор, принес мешок игрушек, разыграл Оскара и через 10 минут я ушла из бассейна, Оскар меня отпустил.
Третий раз Оскар стоял около меня 2 минуты, потом ушел играть с новой инструкторшей, поглядывал на меня минут 5, а потом отпустил меня.
Оскарово "не хочу в бассейн Тиволи" означало "мама, не хочу без тебя, мне там страшно!".  Я думаю, еще пару занятий ему понадобится мое присутствие, а потом он спокойно будет ходить туда без меня.


Второй аспект. У меня есть друзья, которые хотят ребенка оставить на хоумскулинге, поэтому мы с ними часто обсуждаем школу, каждый со своей колокольни, так сказать. Я не знаю, как учит детей основная масса хоумсклеров, много ли они заставляют, или чтобы овладеть минимумом школьной программы хватает двух-трех часов в неделю, так что вроде и заставлять не надо.. я думаю, у нормального ребенка мотивации к обучению - минимум. Есть мотивация, "чтобы мама похвалила". Ести мотивация "а мне это интересно" - но это про исследование, узнавание нового. Ребенок может увлекаться химическими опытами, но выучить самому таблицу Менделеева - на это, как мне кажется, способно процентов 10. А выучить таблицу умножения? Узнавание чего-то нового при просмотре обучающей программы - я это вообще не считаю за метод обучения. Это - метод узнавания нового.
Так вот, про мотивацию и интерес. К сожалению, если даже много заниматься с ребенком, интерес поиграть в компьютерную игру может в один момент перевесить все другие интересы. Мозг - сознание+подсознание - засоряется.беспрестанно. Если бы только родители в лесу воспитывали детей. И то бы засорился :) а уж при современной жизни.. засторяется настолько, что ребенок сам уже не чувствует своих приоритетов.
(для этого потом взрослые ходят на йогу или к психотерапевту - вычищают весь этот мусор, чтобы снова решать о своей жизни свободно).
И сознательная мотивация оказывается поглощена под лавиной подсознательных интересов.
Да что там говорить. Я с утра сажусь сделать страничку на свой сайт - начинаю с проверки почты, потом ЖЖ... через 3 часа встаю из-за компа с ощущением "день прошел, а я ничего не сделала". Чего уж говорить про детей, у них сознательное управление собой еще не развито, а бессознательное уже испорчено.
Будда говорил: "надо быть невинным, как дитя. Но не как дитя, которое ничего в жизни не видела... а собрать жизненный опыт, и остаться невинным".

Так что материнская интуиция - это наше все. Но к сожалению, мы так замусорены, что мы ее не слышим. А голос разума тоже замусорен. Мы вообще на 90% живем, как автоматы. Только не думаем об этом. (так, пора останавливаться, я тут на лекцию на занятии йогой читаю ;)

Вывода никакого не получается. Ребенок может пожалеть как о том, что его заставляли, так и о том, что его не заставляли. Но на мой взгляд, наивно полагаться на его, а так же на свои желания :) глубже надо копать.
Tags: воспитание, жизнь
Subscribe

  • На танцах

    Оскар начал заниматьс больше года назад, сейчас ему 7. Сразу получил партнершу, они уже выступили несколько раз, а потом партнерша нашла себе другого…

  • Наше чтение в мае, Оскар 6, Юля 9

    Про детское чтение. С Оскаром (6 лет) весь месяц читаем Незнайку. Вот он только-только дорос до такого рода текста - не по объему, а по социальной…

  • Юля делает английский

    Пишет в рабочей тетрадке. Нарисована змея, под ней нужно выбрать fat или thin. Юля, читает, конечно, ТХИН (хорошо хоть что не читает СХОРТ на short,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments

  • На танцах

    Оскар начал заниматьс больше года назад, сейчас ему 7. Сразу получил партнершу, они уже выступили несколько раз, а потом партнерша нашла себе другого…

  • Наше чтение в мае, Оскар 6, Юля 9

    Про детское чтение. С Оскаром (6 лет) весь месяц читаем Незнайку. Вот он только-только дорос до такого рода текста - не по объему, а по социальной…

  • Юля делает английский

    Пишет в рабочей тетрадке. Нарисована змея, под ней нужно выбрать fat или thin. Юля, читает, конечно, ТХИН (хорошо хоть что не читает СХОРТ на short,…